Подготовка водителей и специалистов массовых технических профессий

 Образовательные учреждения

По данным краевой ГАИ, выпускники ДОСААФ гораздо реже попадают в ДТП, нежели водители, получившие права в частных автошколах.

Этот материал родился из сводок ГИБДД. Мы постоянно мониторим ситуацию на дорогах и знаем об авариях, которые происходят на дорогах Кубани. Результат исследований: примерно в 15% ДТП участвуют водители, чей стаж не превышает одного года. А подняв статистику, мы выяснили еще более интересные факты.

Итак, за прошлый год более чем 72  тысячи кубанцев получили водительские удостоверения. Почти 18,5 тысяч из них обучались в ДОСААФ и они ни разу не въехали в пешехода, не выскочили на встречку, не врезались в стоящий автомобиль. Остается всего 12,5 тысяч. На них то и приходятся те самые аварийные проценты. Естественно, возникает вопрос об уровне подготовки в частных школах вождения.

Ирина Завадская, инспектор отдела пропаганды краевой Госавтоинспекции:

- В прошлом году на Кубани произошло 554 ДТП, в которых пострадали люди. Погибло 68 человек, еще 554 получили травмы. А за 9 месяцев этого года зарегистрировано 438 аварий, унесшие 42 жизни. Ранения же получили 605 человек. Статистика неутешительная. Чаще всего аварии случаются из-за нарушения скоростного режима. Особенно этим грешат молодые водители. Высокая скорость в совокупности с малым опытом – опасная смесь. Проблема рождена слабой культурой вождения. Получив в школе базовые навыки и выучив Правила дорожного движения, молодые автовладельцы часто считают себя опытными водителями, хотя, конечно, таковыми не являются. И риск аварий особенно велик в первые годы вождения. Поэтому мы всячески ратуем за повышение ответственности инструкторов автошкол, чтобы они не только учили рулить, но и прививали безопасный стиль вождения. Больше уделяли внимания культуре поведения на дорогах и воспитывали уважение у своих учеников к другим участникам дорожного движения.

Тем не менее, доля ДТП, совершенных молодыми водителями остается практически неизменной. Получается, что от уровня подготовки и ответственности инструктора зависит жизнь и здоровье не только тех, кто недавно сел за руль, но и всех нас. И ДОСААФ, в этом плане, выглядит наиболее предпочтительным вариантом.

Сергей Бобылев, Председатель регионального отделения ДОСААФ России Краснодарского края:
- Можете считать это рекламой, но лично я считаю, что человек, который хочет научиться управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих должен прийти в ДОСААФ. У нас каждый наставник – профессионал, проработавший 10-30 лет. Мы учим по методикам, доказавшим свою состоятельность. Не буду обсуждать уровень подготовки в частных автошколах. Скажу о нашей организации. Практически в каждом районе края есть отделения ДОСААФ и абсолютно везде наших учеников готовят по единым стандартам. Поэтому уровень профессионализма водителей у нас стабильно высокий, независимо от того в Краснодаре учился водитель или в районе. Мы - открытая организация и внимание к нашей деятельности со стороны контролирующих органов всегда повышенное, что является еще одной гарантией качества обучения. У нас очень хорошая база. Простой пример, для обучения вождению частной школе достаточно иметь автодром площадью 0,24 гектара. У нас в Краснодарском крае под эти цели отведено в среднем 2,5 гектара. Что называется, почувствуйте разницу. Думаю, что именно гармоничное сочетание опытных наставников, проверенных методик и хорошей материально-технической базы дает тот эффект, что из 18-ти с лишний тысяч наших выпускников, окончивших курсы в прошлом году, ни один не стал виновником ДТП с пострадавшими.

Казалось бы, преимущества обучения в ДОСААФ очевидны. Однако организации приходится постоянно бороться за учеников. Особенно конкуренция возросла в последние годы. Одна из причин – демографическая яма. Если еще несколько лет назад из стен среднестатистической кубанской школы выходило порядка полусотни учеников, то сейчас около 30-ти. По прогнозам специалистов ситуация выровняется только лет через пять. Соответственно, сократилось и количество желающих получить водительские права. Экономическая ситуация тоже позитива не добавляет: по данным автоэкспертов продажи машин упали на 40%. В битве за клиента частные автошколы снизили цены. ДОСААФ этого себе позволить не может – слишком велики затраты на содержание материальной базы. Да и никаких налоговых преференций у организации нет. Достаточно сказать, что за прошлый год краевое отделение ДОСААФ перечислило в бюджет налогов и страховых взносов на 80,185 млн. рублей. А за первое полугодие 2016-го казна получила 32,311 миллионов. А если сюда добавить затраты на бесплатное обучение военно-учетным специальностям (ВУС), спортивно-массовые мероприятия и патриотическую работу, получится вовсе запредельная цифра.
Доходы от обучения водителей – основной источник средств для ДОСААФ и жесткая конкурентная борьба сильно осложняет жизнь организации. В качестве аргумента остается лишь уровень подготовки и традиционно безаварийная езда выпускников. Однако когда будущие водители видят, что в частной автошколе цена на 2-3 тысячи ниже, они редко задумываются кто и как их будет учить.

Но ДОСААФ не стоит на месте и постоянно расширяет список специальностей, которые можно получить в стенах этой организации. Здесь учат на частных охранников, электрогазосварщиков, операторов АЗС, водолазов, основам безопасного обращения с оружием и многому другому.

При этом увеличивается количество бесплатных кружков и курсов. Так, здесь готовят десантников, водителей БТРов и других армейских специалистов. Это огромные затраты, которые ложатся исключительно на плечи краевого ДОСААФ.

С другой стороны не совсем понятно, почему организация, решающая государственные задачи не имеет государственной же поддержки. Ни по налогам, ни по страховым взносам, никаких субсидий на покупку техники – ничего. Все исключительно на рыночных рельсах. А тем временем краевое ДОСААФ признано лучшим в стране по подготовке десантников. В этом году 7-ю гвардейскую десантно-штурмовую (горную) дивизию, базирующуюся в Новороссийске, пополнили 300 кубанских призывников, и 100 ростовских прошедших подготовку в ДОСААФ Краснодарского края. Этот опыт уже тиражируется по всей стране. И обучение для призывников не стоит ни копейки, хотя организации выливается в миллионы рублей. Может имеет смысл на краевом и федеральном уровне рассмотреть возможность поддержки ДОСААФ. Благо и повод есть: в следующем году Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту исполняется 90 лет. И все эти годы организация успешно решает задачи по укреплению обороноспособности страны и национальной безопасности.

Иван ПРЫТЫКА